Почему закадровая музыка — это ключевой элемент фильма?

Автор:Татьяна Романова
1 звезда 2 звезды 3 звезды 4 звезды 5 звезд 4.8 Оценок: 96

Совет эксперта: как извлечь закадровую музыку из фильма?

1
Логотип АудиоМАСТЕР

Скачайте и установите АудиоМАСТЕР.

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС
Для Windows 11, 10, 8, 7 и XP
2

Запустите программу и выберите «Извлечь звук из видео».

3

Добавьте видеофайл и укажите формат для аудиодорожки.

4

Кликните «Извлечь звук».



Роль музыки в кино

Закадровая музыка — это неотъемлемая часть почти любого фильма. Она дополняет происходящее на экране, задает подходящее настроение и нужный ритм повествования. Поговорим, как менялись саундтреки по мере развития кинематографа и искусства драматургии, а также узнаем, на что обращать внимание авторам при выборе и написании звукового сопровождения.

Что такое закадровая музыка?

Человек анализирует происходящее вокруг, ориентируясь на информацию, поступающую со всех органов чувств. В распоряжении создателей видеоконтента есть только визуальные образы и звуки. Тем не менее этого достаточно, чтобы с помощью некоторых приемов управлять вниманием и настроением зрителя.

В нужные моменты можно вызывать определенные ассоциации. Например, коты на радиоуправляемых машинах под хип-хоп биты будут выглядеть как стритрейсеры. Жуткая музыка заставляет испытывать страх и тревогу, даже если в кадре не происходит ничего пугающего.

2 Fast 2 Furryest

Ролик про котов-стритрейсеров. Саундтрек отсылает к фильмам и сериалам про уличные гонки.

The Library Short Horror Film

Любительская короткометражка про библиотеку.
Атмосфера хоррора создается за счет саундтрека.

Закадровая музыка в фильмах и в другом видеоконтенте:

  • Заполняет паузы в звуковом сопровождении. Без саундтрека зрителю придется смотреть заставки, стартовые и финальные титры в полной тишине.
  • Задает темп повествования. Быстрые и энергичные композиции придает динамику видеоряду. Медленные и мелодичные — наоборот, «замедляют» происходящее.
  • Формирует определенное настроение. Пугающие звуки заставляют зрителя подсознательно ждать опасности и испытывать страх. Торжественная музыка делает события значимыми.
Interstellar

Сцена из фильма «Интерстеллар». Когда герои покидают посадочный модуль (37-я секунда), медленно и тягуче звучат первые ноты — это неизвестность, грядущая опасность. Далее (50-я секунда) в партию вводится сэмпл, звучащий как метроном. Начался обратный отсчет до происшествия, которое неотвратимо приближается. По мере того, как герои начинают подозревать, что ситуация выходит из-под контроля (1 минута 35 секунд), композиция ускоряется, начинает звучать больше инструментов. Гигантскую волну встречает заглавная тема фильма (2 минута 10 секунд) — масштаб, эпичность природного явления. Далее темп ускоряется, снова начинает звучать метроном (3-я минута). Героям нужно срочно возвращаться в модуль, где они будут в безопасности.

Закадровый саундтрек добавляется на этапе постпродакшена — при монтаже материала. Для этого могут использоваться готовые сэмплы и композиции. Либо же композиторы пишут авторскую музыку специально для кинофильма или другого видеоконтента.

Что такое внутрикадровая музыка?

Чтобы мир на экране был более достоверным, его персонажи могут слушать музыку, петь и играть на инструментах. Аудиоисточниками также служат оркестр, радио, магнитофон, телевизор, уличный репродуктор и другие объекты в кадре или за его пределами, например, крики из соседней квартиры.

Обычно кадровое звуковое сопровождение создается не на съемочной площадке, а в студии — при записи озвучки для видео. В противном случае на аудиодорожке будут шумы и неправильная реверберация. К тому же не все актеры хорошо поют и владеют инструментами.

Внутрикадровые композиции нужно более точно синхронизировать с происходящим в сцене. Необходимо, чтобы артикуляция соответствовала акапелле, движения рук и ног — нажатиям на клавиши, щипкам струн, ударам по барабанам и так далее.

Whiplash

Сцена из фильма «Whiplash» (в российском прокате — «Одержимость»).
Главный герой исполняет соло на ударной установке.

Чем отличается внутрикадровая и закадровая музыка?

Для наглядности мы собрали основные признаки, чем отличается внутрикадровая и закадровая музыка в таблицу:

В чем принципиальное отличие конкретной музыки?

В качестве саундтреков используются треки в современных музыкальных жанрах, классические произведения, этнические и любые другие композиции. Основное требование к оформительской работе в том, чтобы звуковое сопровождение дополняло, а не заменяло происходящее на экране.

Универсальным вариантом можно назвать оркестровую или симфоническую музыку. Она не устаревает, способна передавать любые настроения и задавать нужный темп. Оркестровые композиции можно услышать во всех возможных фильмах: экранизациях комиксов, хоррорах, комедиях, мелодрамах, научной фантастике.

The Avengers

Главная тема к фильмам по франшизе «Мстителей».

Иногда режиссеры подбирают для своих фильмов композиции в музыкальных направлениях, актуальных на момент съемок киноматериала. По прошествии нескольких лет это решение может восприниматься неоднозначно, особенно более молодой аудиторией.

Mortal Kombat: Annihilation

Трейлер Mortal Kombat: Annihilation 1997 года. В качестве музыкального сопровождения к фильму использовались треки электронной танцевальной музыки (EDM), которая в те времена была мейнстримом. Сейчас EDM звучит иначе и стала более нишевым направлением.

Если фильм переносит аудиторию в определенную эпоху или местность, закадровая музыка в кино это дополнит. Оригинальные композиции могут не понравиться массовому зрителю, но стилизация решает проблему.

Vikings

Опенинг к сериалу «Викинги». Текст песни на современном английском, а в композиции слышны синтезаторные партии. Однако из-за манеры исполнения вокальной партии, размеренного темпа и суровой атмосферы саундтрек вызывает ассоциации с эпохой викингов.

История музыки в кино

Теперь рассмотрим, как менялись подходы к созданию саундтреков по мере развития киноиндустрии.

Немое кино

Кинематограф возник в то время, когда технология звукозаписи уже существовала. Однако были сложности с синхронизацией видео- и аудиоряда. Тем не менее режиссеры и прокатчики понимали, что смотреть фильмы в тишине не слишком интересно, а фоновое сопровождение добавляет драматизма происходящему на экране.

Звукоряд создавался вживую, непосредственно во время показа кинокартин. Специальный человек комментировал сюжет. Его коллеги за сценой могли издавать подходящие звуки при помощи подручных предметов. Пианист (тапёр) или небольшой оркестр исполняли музыку, которая примерно соответствовала настроению ленты.

Эпоха немого кино продлилась примерно до 1930-х годов. Большая часть произведений была уничтожена самими кинокомпаниями (фильмы без озвучки считались устаревшими, а потому — никому не интересными) или утрачена по другим причинам. Сценарии и тем более партитуры к ним также не сохранились, или они не существовали вовсе. Поэтому у нас нет полного понимания, какие мелодии сопровождали фильмы того периода.

Броненосец Потемкин

Фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» сохранился до наших дней и считается классикой мирового кинематографа. У ленты нет «официального» саундтрека. Первые показы проходили под аккомпанемент произведений Бетховена. Позже — под музыку Эдмунда Майзеля (но написанной специально для фильма), а также песен и инструментальных композиций, соответствующих картине по темпу и настроению. В 1950 году музыкальное сопровождение написал Николай Крюков. В обновленной версии ленты 1976 года использовались симфонии Дмитрия Шостаковича.

Кино со звуком

Эпоха звукового кинематографа началась в конце 1920-х годов и продолжается до наших дней. Из-за того, что ранее оборудование для синхронной съемки и записи звука было громоздким, на несколько десятилетий аудиосопровождение стало несколько преобладать над визуалом. Режиссеры вынужденно отказывались от динамичных сцен с диалогами. Ситуация изменилась в 1950-е годы.

Для первых саундтреков для звукового кино использовались оркестровые композиции. Позже их дополнила музыка, популярная в тот или иной период или лучше соответствующая атмосфере фильма.

Bad Girl

Фильм «Плохая девчонка» («Bad Girl», премия Оскар 1932 года за лучшую режиссуру и лучший адаптированный сценарий). На протяжении фильма звучат несколько симфонических композиций, например, на начальных титрах и на первой минуте.

Apocalypse Now

Трейлер фильма «Апокалипсис сегодня». Лента посвящена участию США в войне во Вьетнаме (1965-1973 годы). Тот период также примечателен расцветом рок-музыки. Трейлер и фильм начинаются с композиции «The End» группы The Doors. На 40-й секунде можно услышать тревожную мелодию под барабанную дробь (напоминает военные марши). В начале первой минуты звучит песня «I Can’t Get No (Satisfaction)» The Rolling Stones. На 1 минуте 40 секундах — «Полет валькирий» Рихарда Вагнера: боевой вылет вертолетного соединения сравнивается с полетом дев-воительниц из скандинавской мифологии. На 2 минуте 12 секундах начинается песня «Sussie Q» Flash Cadillac (внутрикадровая композиция). Трейлер завершается музыкой, которая звучала на 40-й секунде.

Фильмы о музыке и музыкантах

В байопиках и документалках можно услышать примеры внутрикадровой и закадровой музыки. Звуковое сопровождение составляют из композиций за авторством главного героя или из произведений конкретной эпохи.

This Is Elvis

Отрывок из фильма «Это Элвис» об Элвисе Пресли. В титрах звучат симфонические мелодии. Далее можно услышать песни в исполнении самого короля рок-н-ролла.

Мюзиклы

Мюзикл — изначально музыкально-театральный жанр. С появлением звуковых фильмов он на несколько десятилетий стал преобладать на киноэкранах. Часто представляет собой экранизацию театральных постановок.

Основную часть повествования занимают песни и хореографические постановки. Фрагменты с обычными диалогами и перемещениями персонажей сведены к минимуму и по сути используются как связки между сценами.

Somewhere Over the Rainbow

Отрывок из фильма 1939 года «Волшебник страны Оз». Элли исполняет песню «Somewhere Over the Rainbow», что символизирует мечты героини о приключениях и путешествии. Сцена снята на черно-белую пленку, тогда как большая часть ленты — цветная (противопоставление серых будней реального мира сказочной стране).

Как записать закадровую музыку?

За редкими исключениями, саундтрек не становится единственным звуковым сопровождением. Музыкальная тема накладывается на диалоги, шумы и другие фоновые звуки. Работа над аудиодорожкой не так сложна, как это кажется на первый взгляд. Ее можно выполнить в программе АудиоМАСТЕР.

  1. Откройте редактор и нажмите «Записать звук с микрофона».

  2. Выберите микрофон из выпадающего списка, а затем кликните «Начать новую запись».

  3. Озвучьте нужные реплики и закадровый текст. После этого нажмите кнопку с серым квадратом, чтобы завершить запись речи.

  4. Нажмите «Сохранить».

  5. Откроется основное окно редактора. Сохраните фонограмму с речью через меню «Файл».

  6. В меню «Монтаж» выберите «Смешать файлы».

  7. Нажмите по плюсу. Добавьте файлы с озвучкой и музыкой.

  8. Кликните «Применить», чтобы запустить обработку.

  9. Озвучка и внутрикадровые композиции имеют эхо, которое соответствует определенной локации. Кликните «Эхо». Выберите подходящий пресет из списка или настройте эффект вручную.

  10. Наложите фоновый шум при помощи функции «Создать атмосферу». Выделите нужный сэмпл и кликните по стрелке между столбцами, а затем кликните «Применить».

    Ирония судьбы

    В одной из сцен фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» (на 6 минуте 15 секунде 2 серии) диалог героев происходит на фоне основной музыкальной темы при этом можно услышать звук шагов по снегу.

  11. После всех проделанных действий аудиодорожка может звучать слишком тихо. Чтобы исправить это, воспользуйтесь функцией «Выровнять громкость».

  12. Сохраните готовую работу.

Краткие итоги для тех, кому лень читать

Мы рассказали, что такое внутрикадровая и закадровая музыка. Саундтрек может звучать фоном, воспроизводиться объектами в кадре, исполняться персонажами. Киномузыка подбирается, чтобы сформировать у зрителя определенное эмоциональное восприятие момента. Треки могут дополнять декорации, раскрывать характер героев, и формировать нужную атмосферу, например, воскресить эпоху рок-н-ролла или джаза.

Создать собственную музыкальную дорожку несложно. С этим поможет приложение АудиоМАСТЕР. В нем есть набор эффектов, инструменты для настройки громкости и коллекция фоновых звуков.

Часто задаваемые вопросы

Что такое «диегетическая» и «экзегетическая музыка»?

Диегетическая, или внутрикадровая музыка, воспроизводится источником, который явно находится в кадре. Например, композицию исполняет главный герой на гитаре. Экзегетическая не имеет заметного источника и звучит фоном.

Какие жанры музыки наиболее популярны для использования в качестве закадровой?

Чаще всего используется симфоническая музыка. Впрочем, это не обязательное правило.

Какие правовые аспекты следует учитывать при использовании закадровой музыки в коммерческих проектах?

К саундтрекам предъявляются те же требования, что и к любым другим объектам авторского права. Некоторые произведения считаются общественным достоянием. Также существуют онлайн-библиотеки, которые предоставляют материалы за определенную плату или полностью бесплатно. В остальных случаях вопросы лицензирования нужно согласовывать индивидуально с правообладателями.

Как закадровая музыка может повлиять на восприятие и эмоции аудитории?

Композиции могут пугать зрителя, создавать торжественную атмосферу, вызывать грусть, улыбку и другие эмоции. Быстрые треки «ускоряют» происходящее в кадре, неторопливые, наоборот, «замедляют».

Комментарии (0)
Прокомментируйте первым!
Показать все комментарии
Антиспам:
=
Введено символов: 0 из 1000
Скачать АудиоМАСТЕР прямо сейчас!
Аудиоредактор
  • Преобразите запись голоса с посмощью эффектов
  • Настройте темп, тон и тембр голоса вручную
  • Создайте уникальный эффект присутствия
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО
Для Windows 11, 10, 8, 7, XP